Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың Қазақстан халқына Жолдауы
Қазақстан президенті Қасым-Жомарт Тоқаевтың"Сындарлы қоғамдық диалог – Қазақстанның тұрақтылығы мен өркендеуінің негізі" тақырыбымен халыққа жолдауы
НҰР-СҰЛТАН, 2 қыркүйек
Құрметті отандастар!
Құрметті депутаттар, үкімет мүшелері!
Баршаңызды жаңа парламенттік маусымның басталуыменқұттықтаймын!
Біз еліміздің жаңа тарихындағы маңызды белеске жақындап келеміз.
Отыз жылға жуық уақыт бұрын халқымыз өзінің Тәуелсіздігін жариялап, бабаларымыздың ғасырлар бойы аңсаған арманын орындады.
Осы уақыт ішіндеҚазақстанның Тұңғыш президенті – Елбасы Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаевтың басшылығыменеліміз әлемдегі беделдІ әрі орнықты мемлекетке айналды.
Баянды бірлігіміздің арқасында тәуелсіздігімізді нығайтып, халқымыздың жағдайын жақсартуға жол аштық.
Бұлжасампаздық пен ілгерілеу, бейбітшілік пен келісім кезеңіболды.
Еліміздің даму жолын бүкіл әлем мойындап,қазақстандық, яғниНазарбаев моделідеп атады.
Қазір бізге Тәуелсіздіктің жетістіктерін еселеп, елімізді дамудыңжаңа сапалы кезеңінешығару мүмкіндігі беріліп отыр.
Біз бұған Елбасы саясатыныңсабақтастығынсақтап, жүйелі реформалар жүргізу арқылы қол жеткізе аламыз.
Өздеріңізге белгілі, осының бәрі меніңсайлау алдындағы бағдарламамныңнегізі болды.
Қазір мемлекеттік органдар оны жүзеге асыру үшін тиісті жұмыстар жүргізуде.
Мен халыққа берген уәделерімді міндетті түрде орындаймын.
В нашей работе следует исходить из необходимостиполнойреализацииПяти институциональных реформиПлана Нации, разработанных Елбасы. Следует возобновить работу созданной имНациональной комиссии по модернизации.
Далее хотел бы высказать свои соображения по реализациинаших общих задач, в частности, моейпредвыборной платформы.
І.СОВРЕМЕННОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО.
Обещанная мной политическая трансформациябудет постепенно и неуклонно осуществлятьсяс учетом интересов нашего государства и народа.
Мировой опыт свидетельствует о том, что взрывная,бессистемнаяполитическая либерализация приводит к дестабилизации внутриполитической ситуации и даже кпотере государственности.
Поэтому мы будем осуществлять политические реформы без "забегания вперед", нопоследовательно, настойчивоипродуманно. Наш фундаментальный принцип: успешныеэкономическиереформы уженевозможныбез модернизацииобщественно-политическойжизни страны.
"Сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное Правительство". Это еще не свершившийся факт, ацель, к которой мы должны двигатьсяускореннымитемпами.
Эта формула политической системы являетсяосновой стабильностигосударства.
Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию"Слышащего государства", которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путемпостоянного диалогавласти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики.
Поэтому необходимо поддерживать и укреплятьгражданское общество,вовлекать его в обсуждение наиболее актуальныхобщегосударственныхзадач с целью их решения.
Именно для этого создан представительный по своему составуНациональный Совет общественного доверия,который будет работать по ротационному принципу.
В ближайшее время всем нам предстоит осуществить следующие меры.
Первое.Продолжить процесс партийного строительства.
Партия"NurOtan", благодаря нашему Лидеру и ее ПредседателюНурсултану Абишевичу Назарбаеву, последовательно выполняет нелегкую и ответственную миссиюведущей политической силыстраны.
Мы должны сотрудничать и с другимиполитическими партиями и движениями, проводящими конструктивную политику на благо общества.
Основные проблемы, волнующие наше общество, должны обсуждаться и находить своё решениеименнов парламенте и в рамках гражданского диалога, ноне на улицах.
Депутатымогутидолжныпользоваться своими законными правами, в том числе направляя запросы в правительство по злободневным проблемам итребуя от негопринятия конкретных мер.
В то же время отношения между законодательной и исполнительной властями должны бытьвзаимоуважительными, деловыми, без искусственной конфронтации.
Как глава государства, вижу свою задачу в том, чтобы содействоватьразвитию многопартийности,политической конкуренции и плюрализма мненийв стране.
Это важно длястабильности политической системыв долгосрочной перспективе.
Предстоящие выборы в мажилис парламента и маслихаты должны способствовать дальнейшему развитию многопартийной системы в стране.
Второе. Эффективная обратная связь с населением.
Общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей являютсяглавными приоритетамив деятельности государственных органов.
В администрации президента создан отдел, который будет следитьза качеством рассмотрения госорганами обращений граждан, принимать по ним оперативные меры.
Зачастую люди вынуждены обращаться к президенту вследствие "глухоты" и закрытости чиновников в центре и на местах.
Неоднократные жалобы на несправедливость решений в какой-то сфере означаютсистемные проблемыв конкретном госоргане или регионе. Теперь к этому следует относитьсяименно так, и принимать соответствующие решения.
С целью повышения эффективности работы госслужащих нужно привлечь в их ряды подготовленные молодые кадры.
В то же время, начиная с 2020 года мы приступим к постепенномусокращению численностигосударственных служащих, а высвободившиеся средства направим на материальное стимулированиенаиболее полезныхработников.
К 2024 году количество госслужащих и работников нацкомпаний следуетсократить на 25 процентов.
Третье.Совершенствование законодательства о митингах.
Согласно Конституции наши граждане обладают правом свободного волеизъявления.
Если мирные акции не преследуют цель нарушения закона и покоя граждан, то нужно идти навстречу и вустановленном закономпорядке давать разрешения на их проведение, выделять для этогоспециальные места. Причем,не на окраинахгородов.
Но любые призывы к неконституционным действиям, хулиганские акции будут пресекаться в рамках закона.
Төртінші.Қоғамдық келісімді нығайту.
Әлеуметтік және этникалық топтар арасындағы келісім –бүкіл қоғамның бірлескен еңбегінің нәтижесі.
Осыған орай, саяси үрдістерді саралап,бірлігімізді нығайта түсуүшін нақты шаралар қабылдау керек.
Қазақ халқыныңмемлекет құраушы ұлт ретіндегірөлін бекемдеп, этносаралық татулық пен дінаралық түсіністікті қалыптастыра беруіміз қажет.
Біздің ұстанымымыз:Ел бірлігі – оның әралуандығында!
Единство нации в ее многообразии!
Еліміздегі этникалық топтардың тілі мен мәдениетін дамытуға жағдай жасай береміз.
Қазақ тілінің мемлекеттік тіл ретіндегі рөлі күшейіп,ұлтаралық қатынас тіліне айналатын кезеңікеледі деп есептеймін.
Бірақ мұндай дәрежеге жету үшін бәріміздаңғаза жасамай, жұмыла жұмыс жүргізуіміз керек.
Сондай-ақ, тіл үлкен саясаттың құралы екенін де ұмытпаған жөн.
Белсенді азаматтық қоғам құру үшінүкіметтік емес ұйымдардың беделін арттыруқажет деп санаймын.
Сондықтан, жақын арадаАзаматтық қоғамды дамытудың 2025 жылға дейінгітұжырымдамасынәзірлеп, қабылдауымыз керек.
Келер жылы аталып өтетін маңызды мерейтойлар мен елеулі оқиғаларға дайындық жұмыстары басталды.
Ендігі жылы бәрімізәл-Фарабидің1150 жылдық, Абай Құнанбайұлының 175 жылдықмерейтойларын атап өтеміз.
Мерейтой барысында ысырапшылдыққа жол бермей, ғұлама тұлғаларымыздың еңбектерін халық арасында дәріптеуіміз керек.
Сондай-ақ, ең маңызды мерекеге –Тәуелсіздіктің отыз жылдығынабайланысты тиісті іс-шараларды іске асыруымыз қажет.
Ел өміріндегіосындай елеулі оқиғалар жас ұрпақтынағыз отаншылдыққатәрбиелеуге жол ашады деп сенемін.
II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН.
Ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности являются глубокие реформы судебной и правоохранительной систем.
Необходимо осуществить ряд серьезных мер поулучшению качества судебных решений.
Право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым. Однако следует провести тщательныйанализсудебных решений,обеспечить единообразиесудебной практики.
В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся внеравных условиях. Их возможностинесоизмеримыс ресурсами госаппарата.
Поэтому необходимо внедрениеадминистративной юстиции, какособогомеханизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу.
Впредь при разрешении споров суд будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств,ответственностьза сбор которых, ляжетна государственный орган, а не на гражданина или бизнес.
Все противоречия и неясности законодательствадолжны трактоваться в пользу граждан.
Хотел бы также остановиться на следующем важном вопросе.
Мы отошли от чрезмерных репрессивных мер и жесткой карательной практики правосудия. Вместе с тем в стране все еще имеют место многочисленныетяжкиепреступления.
Мыувлеклисьгуманизацией законодательства, при этом упустив из виду основополагающиеправа граждан.
Нужно в срочном порядкеужесточитьнаказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщини другие тяжкие преступления против личности,особеннопротив детей. Это мое поручение Парламенту и Правительству.
Недавние трагические события вскрыли ипроблемубраконьерства, как опаснейшей формы организованной преступности.
Браконьеры экипированы, вооружены, чувствуют свою безнаказанность. Только в этом году от их рук погибли два инспектора по охране животного мира.
Недавно была пресечена преступная деятельность банды браконьеров на озере Маркаколь в Восточно-Казахстанской области.
Это только единичные случаи, но браконьерство пустилоглубокие корни, в том числе припопустительствеправоохранительных органов. Браконьеры безжалостно уничтожают природу – наше национальное богатство.
Поручаю правительству в течение двух месяцев принять безотлагательные меры по ужесточению соответствующего законодательства.
С повестки дня не сходит вопроссистемной борьбы с коррупцией.
Необходимо восстановитьантикоррупционную экспертизупроектов нормативных правовых актов центральных и местных органов с участием экспертов и общественности.
Следует законодательно и нормативно регламентироватьответственность первого руководителя ведомства, в котором произошло коррупционное преступление.
Надо также предусмотретьстрогуюответственность сотрудниковсамих антикоррупционных органовза незаконные методы работы и провокационные действия. Имне должнобыть места в следственной практике.
Принцип презумпции невиновностидолжен соблюдаться в полном объеме.
Одной из самых актуальных задач остаетсяполноценная реформа правоохранительной системы.
Образ полиции, как силовогоинструмента государства,будет постепенно уходить в прошлое, она станет органом пооказанию услуггражданамдля обеспечения их безопасности.
На первом этапе необходимо до конца 2020 годареорганизовать работу Комитета административной полиции. Это нужно сделать качественно и без кампанейщины.
Эффективность работы полицейских зависит отпрестижасамой полицейской службы.
На реформу МВД будет направлено173 миллиардтенгев течение трех следующих лет.
Эти средства пойдут на повышение заработной платы, аренду жилья, создание современных фронт-офисов полиции по принципу ЦОНов.
Особое внимание будет обращено на вопросы защиты граждан отприродных явлений и техногенных аварий, которые, к сожалению, стали частым явлением не только в нашей стране, но и во всем мире.
В этой сфере должны работать профессиональные кадры.
Поручаю Правительствуповысить оклады сотрудников гражданской защитыв рамках средств, выделяемых на реформу МВД, и направить на эти цели порядка40 миллиард тенге.
Перед нами стоит задачаформированиябоеспособной армиина основе новой концепции.
События в Арыси показали, что в Вооруженных Силах накопились серьёзные проблемы.
Нужно, наконец, упорядочить все военные расходы, укрепить финансовую и общую дисциплину в армии. В то же время следуетповышать престижвоенной службы, материальное оснащение вооруженных сил.
Укомплектованная профессионально подготовленными, преданными Родине офицерскими кадрами и военнослужащими, наша армия должна быть готова к отражению угроз безопасности страны в новых геополитических реалиях.
III.ҚАРҚЫНДЫ ДАМЫҒАН ЖӘНЕ ИНКЛЮЗИВТІ ЭКОНОМИКА.
Қазақстан экономикасы жаһандық сипаттағы қиындықтарға қарамастан алға ілгерілеп келеді.
Жыл басынан бері оның өсімі орташа әлемдік көрсеткіштен жоғары болды.
Егер қажетті құрылымдық өзгерістерді жүзеге асырсақ, 2025 жылға қарайішкі жалпы өнімнің жыл сайынғы тұрақты өсімін 5 пайызға және одан да жоғары деңгейгежеткізуге болады.
Экономиканың дамуына тың серпін беру үшін Үкімет пен Президент Әкімшілігі отандық және шетелдік сарапшылардың барлық жұмыстарын мұқият саралауы қажет.
Елбасы ұсынған 2050 жылға дейінгі ұзақ мерзімді даму стратегиясына және Ұлт Жоспарына сәйкес бірқатарқұрылымдық міндеттердііске асыруымыз керек.
Бірінші.Шикізатқа байланған менталитеттен бас тартып,экономиканы әртараптандыру.
"Білім экономикасы", еңбек өнімділігін арттыру, инновацияны дамыту, жасанды интеллекті жаһандық дамудың негізгі факторларына айналды.
Индустрияландырудың үшінші бесжылдығынжүргізу барысында бұрын жіберілген қателіктер мен олқылықтарды ескеруіміз керек.
Бұл мәселелер бойынша менің барлық тапсырмаларымды, ескертпелерімді Үкіметтолық орындауғаміндетті.
Еңбек өнімділігінің нақты өсімін кем дегенде 1,7 есегеарттыруымыз керек.
Еліміздіөңірдегі көшбасшыретінде танытып, Орталық Азиядағы беделімізді арттыру –стратегиялық міндет.
Бұл – Елбасы айқындағансаяси бағыт-бағдарымыз.
Второе.Повышение отдачи от квазигосударственного сектора.
Наши государственные компании превратились вгромоздкие конгломераты, международная конкурентоспособность которых вызывает сомнения.
В целях сокращения неоправданного присутствия государства в экономике мною было принято решение о введениимораторияна создание квазигоскомпаний.
Нам нужно понять, каков реальный вкладФонда национального благосостоянияв рост благосостояния народаза прошедшие 14 лет с момента создания Фонда.
Правительство вместе со Счетным комитетом в трёхмесячный срок должны провестианализ эффективностигосударственных холдингов и нацкомпаний.
Квазигосударственные компании зачастую конкурируют между собой на одном поле. В сфере жилищной политики, например, одновременно работают7 государственных операторов, и это только на центральном уровне!
Количество государственных компаний можно и нужно сократить.
При этом следует аккуратно подходить к деятельности госкомпаний, работающих встратегическихсекторах.
Контроль государства над ними должен сохраниться. В противном случае, вместо государственных монополистов мы получим частных монополистов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Правительству необходимо системно и предметно заниматься вопросамиценообразования и тарифов.Это касается и товаров и услугестественныхмонополистов.Не секрет, что цены в нашей страневысокие– от продуктов питания и одежды до стоимости различных услуг.
Например, вызывает вопросы, почему авиабилеты основного авиаперевозчика по наиболее востребованным маршрутам гораздодороже, порой до 30%, чем в Европе?! Чем обоснована сравнительно высокая стоимость услуг наших аэропортов?
Почему стоимость авиатоплива для иностранных перевозчиков в казахстанских аэропортах выше, чем для отечественных?
В результате авиационная отрасль Казахстана теряет свою международную конкурентоспособность, снижается транзитный потенциал страны.
При попустительстве профильного министерства, ведомствсоздан искусственный дефицит билетов в железнодорожных пассажирских перевозках.
Необходимо срочно навести порядок в этих сферах.
Наша цель – обеспечить полноценноеразвитиерыночных институтов и механизмовпри стабилизирующей роли государства.
При этомнельзя забывать и об "экономике простых вещей". Это приоритетное направление нашей работы.
Үшінші.Тиімді шағын және орта бизнес – қала мен ауылды дамытудың берік негізі.
Шағын, әсіресе, микробизнеселіміздің әлеуметтік-экономикалық және саяси өмірінде маңызды рөл атқарады.
Атап айтқанда, ең алдымен ауыл тұрғындарына тұрақты жұмыс береді, жұмыссыздықты азайтады. Сонымен қатар, салық базасын құрап, жергілікті бюджетті нығайтады.
Сондай-ақ, жаппай кәсіпкерлікті дамыту санаға сіңгенпатерналистік пиғыл мен масылдықтанарылуға мүмкіндік береді.
Сондықтан мемлекет алдағы уақытта да бизнеске қолдау көрсете береді.
Бұл мақсатқа Ұлттық қордан100 миллиард теңгегежуыққаржы бөлінді.
Бірақсарапшылардыңпікірінше, қаржылай қолдаудың игілігін жергілікті билікпенбайланысы баршаруашылықтар ғанакөріп отыр.
Шын мәнісінде, жаңа жобалар бойынша компаниялар құрылып, жұмыс орындары ашылуы керек еді.
Бұл "қарапайым заттардың экономикасына" тікелей байланысты.
Бірақ, жергілікті әкімдерұйымдастыру жұмыстарын талапқа сай орындамаған.
Соның салдарынан салық және зейнетақы төлемдерін арттырып, жергілікті бюджетті нығайтуға жағдай жасалып отырған жоқ.
Осыған орай,Есеп комитетіне және Қаржы министрлігінеқаражаттың жұмсалуын қатаң бақылауғаалуды тапсырамын.
Елімізде кәсіпкерлікті дамытудың үлгі боларлық мысалдары жеткілікті. Біз шағын кәсіпкерлікті бүкіл қоғам болып қолдауымыз керек.
Поручаю правительству разработать законодательную основуосвобождения компаний микро-и малого бизнеса от уплаты налогана доходсроком на три года.
Соответствующие поправки в законодательство должны вступить в силу с 2020 года.
С января 2020 года вступит в силу мое решение отрехлетнемзапретена проверкисубъектов микро- и малого бизнеса.
Мыверимвдобропорядочностьизаконопослушностьнашего бизнеса, который должен нести ответственностьперед потребителямиигражданами. В период действия моратория необходимо активизироватьинструменты саморегулирования,общественного контроля.
В случаях нарушения субъектами бизнеса предписанных норм и правил, особенно, в санитарно-эпидемиологической сфере, такие компании будутзакрываться, их владельцы – привлекаться кответственности.
Таким образом, мыснижаем нагрузкуна бизнес.
В то же время он по-прежнему наталкивается на многочисленные проблемы, связанные с действиямиправоохранительныхиконтролирующихорганов.
Участились случаирейдерства в отношении МСБ.
Моя позиция по этому вопросуизвестна: любые попытки воспрепятствовать развитию бизнеса, особенно малого и среднего, должны рассматриваться какпреступления против государства.
В этой связи нужны дополнительные мерызаконодательногохарактера. Парламент и правительство должны предложить решение данной проблемы.
В то же время необходимо усилитьпротиводействие теневой экономике, ужесточить борьбу с выводом капиталов, уходом от уплаты налогов.
Далее. Систему государственнойфинансовойподдержки МСБ нужно «перезагрузить», отдавая приоритетновым проектам.
Поручаю правительству в рамках новой "Дорожной карты бизнеса" выделить на эти цели дополнительно250 миллиард тенгев следующие три года.
Нужно активно внедрятьновыеформы поддержки бизнесас упором на социальные аспекты – создание семейных бизнесов, в первую очередь длямногодетных и малообеспеченных семей.
Следует обратить особое внимание и на развитиетуризма, в особенности эко- и этнотуризма, как на важную сферу экономики.
750-летие Золотой Ордынужно отметить с точки зрения привлечения внимания туристов к нашей истории, культуре, природе.
Для развития туризма важно обеспечить строительство необходимой инфраструктуры, в первую очередь дорог, а также готовить квалифицированных специалистов.
Четвертое. Поддержка национального бизнеса на международных рынках.
Предстоит решительно повысить эффективность господдержки компаний, работающих на экспорт.
Я говорю, прежде всего, осреднем бизнесе.
Между тем, у нас отсутствуют действенные меры государственной поддержкиименно этого сегментапредпринимателей. Прежде всего, в областисбытапродукции. Нужно поддержать наш МСБ.
Поручаю правительству в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития разработать комплекс мер поподдержке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое, финансовое, административное стимулирование.
Необходимо серьезно активизировать работу по привлечениюпрямых иностранных инвестиций, без которых резервыдальнейшегороста экономики будут ограничены. Это одна из приоритетных задач исполнительной власти.
В рамках Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года для каждой отрасли и региона установлены соответствующие целевые показатели.
Их достижение –прямая ответственностьруководителей госорганов, особенно, акимов регионов.
Казахстан взял курс на развитиецифровой экономики.
Здесь предстоит большая работа. Наша задача – усилить лидерство в регионе по уровню развития инфокоммуникационной инфраструктуры.
Правительству предстоит адаптировать законодательство подновые технологические явления: 5G, "Умные города", большие данные, блокчейн, цифровые активы, новые цифровые финансовые инструменты.
Казахстан должен статьбрендом в качестве открытой юрисдикции для технологического партнерства, строительства и размещения дата-центров, развития транзита данных, участия в глобальном рынке цифровых услуг.
Правительству следует продолжать оказывать содействие деятельности Международного финансового центра, который, по-сути, приобрел Конституционный статус. Международный финансовый центр «Астана» мог бы статьплатформой для развития новейших цифровых технологий совместно с Назарбаев Университетом.
Пятое.Развитый агропромышленный комплекс.
Сельское хозяйство – нашосновной ресурс, но он используется далеко не в полной мере.
Мы имеемзначительныйпотенциал для производстваорганическойиэкологически чистойпродукции, востребованной не только в стране, но и за рубежом.
Мы должны поэтапно увеличить количествоорошаемых земельдо3 миллион гектарк 2030 году.
Это позволит обеспечить рост объема сельхозпродукции в 4,5 раза.
Министерствам торговли и интеграции, сельского хозяйства следует решительноподдержать фермеровсо сбытомих продукции на внешних рынках.
Соответствующее поручение Правительство уже имеет. Это приоритетная задача.
Далее. Нужно отходить от сырьевой направленности экспорта сельхозпродукции, которая достигла 70%, в то время как перерабатывающие предприятия загружены всего на 40%.
Актуальной задачей является привлечение в сельское хозяйство иностранных инвесторов. Переговоры уже ведутся, правительству нужно достичь конкретных результатов.
Жұртшылықты толғандырып жүрген жер мәселесіне арнайы тоқталғым келеді.
Мемлекет басшысы ретінде тағы да мәлімдеймін:жеріміз шетелдіктерге сатылмайды.Оған жол берілмейді.
Бұл мәселе бойынша қауесет таратуды доғару керек. Бірақ жерді тиімді пайдалануды қамтамасыз ету – біздің міндетіміз.
Вопроснеэффективного использования земельных ресурсовстановится все более актуальным.
Положение усугубляется низким уровнем прямых налогов на землю.
Многие из тех, кто получил бесплатно от государства право аренды на землю,держат землю впрок, не работая на ней. В стране сложился целый слой так называемых "латифундистов". Они ведут себя как "собака на сене".
Пора приступить к изъятию неиспользуемых сельхозземель.
Земля – нашеобщеебогатство и должна принадлежать тем, кто на ней работает.
Правительству и парламенту следует предложить соответствующие механизмы.
Это тем более важно, что без решения этого вопроса уженевозможнокачественное развитие отечественного АПК.
Сегодня увеличение производства мяса упирается не столько в проблему маточного поголовья, сколько в проблему нехватки у фермеровземли для выращивания кормовых культур. Обеспеченность кормами составляет менее 60%.
Повышение продуктивности сельского хозяйства невозможно безорганизации надлежащих условий для качественной жизни на селе.
Мы продолжим реализацию специального проекта Елбасы"Ауыл – Ел Бесігі".
Нам предстоит решить крайне непростую проблему содержания небольших населенных пунктов. Разработаны региональные стандарты, которые теперь следует внедрить в более чемтрех тысячахопорных и спутниковых сельских населенных пунктах.
Поручаю правительству направить на реализацию "Ауыл – Ел Бесігі"90 миллиард тенгев следующие три годадополнительнок 30 миллиард тенге, выделенным в этом году.
Эти средства пойдут как на решение инфраструктурных вопросов – транспорт, водоснабжение, газификация, так и на ремонт и строительство школ, больниц, спортивных площадок.
Расходование данных средств должно быть на строгом контроле всех госорганов.
Шестое.Справедливое налогообложение и разумное финансовое регулирование.
Несмотря на рост ВВП и доходов населения,имущественное расслоениевнутри казахстанского общества сохраняется идаже усиливается.
Это тревожный фактор, требующий к себе особого внимания.
Считаю, что необходимомодернизировать налоговую системус фокусом на более справедливое распределение национального дохода.
Правительство должно обратить внимание и нарастущий объем социальных отчислений.
С одной стороны, эти сборы обеспечивают стабильность социальной и пенсионной систем.
Однако есть риски, что работодателиутратят стимулы к созданию рабочих мест и повышению заработной платы. Бизнес будет уходить в тень.
Поэтому поручаю Правительствуотложитьвведениедополнительных пенсионных отчислений в размере 5%до 2023 года. Затем вернемся к этому вопросу.
За это время Правительство, представители бизнеса и эксперты должны просчитать варианты и прийти к согласованному решению с учетом интересов как будущихпенсионеров, так иработодателей.
Правительство должно наложить запрет на все выплаты, сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом. Это, по сути, дополнительные налоги.
Отдельная проблема –повышение качества текущей налоговой системы.
Она должна стимулировать компании инвестировать в человеческий капитал, в повышение производительности труда, техническое перевооружение, экспорт.
Следует повсеместно вводитьбезналичные платежи, устранив сдерживающий фактор –высокую комиссию банков. Для этого необходимо активно развивать небанковские платежные системы с соответствующимиправиламирегулирования.При очевидной простоте и привлекательности данного сегмента онне долженпревратиться в канал по отмыванию денег и вывода капитала из страны. Национальному банку следует наладитьдейственный контрольв этой сфере.
Следующий вопрос. Для поддержки экспортанесырьевойпродукциипредстоит рассмотреть вопрос применения болеепростых и быстрых процедур возврата НДС.
Один из самых проблемных вопросов нашей экономики – недостаточный объем еекредитования. За последние пять лет общий объем кредитования юридических лиц, а также малого и среднего бизнесасократилсяболее чемна 13%.
Банки второго уровня ссылаются на дефицит хороших заемщиков и закладываютчрезмерныериски в стоимость кредитных средств.
Проблема качественных заемщиков, конечно, есть. Но нельзя заниматьсяперекладыванием ответственности, идти только по легкому пути.
Я ожидаю слаженной и эффективной работы Правительства и Нацбанка по этому вопросу.
Другая проблема –закредитованность, особенно социально уязвимых слоев населения, повлекла за собой необходимость принятия экстренных мер. Вы об этом знаете.
Эта проблема приобрела социальнуюи политическуюостроту.
Поэтому поручаю правительству, Нацбанку в течение двух месяцев подготовить к внедрению механизмы, которые гарантированно не допустят повторение такого положения.
Недостаточная эффективностьденежно-кредитнойполитики становится одним изтормозовэкономического развития страны.
Следует обеспечитькредитование бизнесабанками второго уровня на приемлемых условиях ина длительный срок. Нацбанку до конца года необходимо завершитьнезависимую оценкукачества активовбанков второго уровня.
Жетінші. Ұлттық қорды тиімді пайдалану мәселесі.
Ұлттық қор қаражатының ағымдағы мәселелерді шешуге жұмсалуын қысқарту қажет.
Бұл –келешек ұрпақтың қаржысы.
Ұлттық қордың трансферттері бәсекеге қабілетті экономиканы қалыптастыруға бағытталған бағдарламаларды және жобаларды жүзеге асыру үшін ғана бөлінуі керек.
Кепілдендірілген трансферт көлемі екі мың жиырма екінші (2022) жылдан бастап бірте-бірте2 триллион теңгегедейін азаюы тиіс.
Қор қаржысын пайдаланудың анағұрлымтиімді инвестициялық саясатынжүргізген жөн.
Үкіметке Ұлттық банкпен бірлесіп, жыл соңына дейінҰлттық қордың қаржысына иелік етуді жетілдіру үшіннақты ұсыныстар әзірлеуді тапсырамын.
Сегізінші. Еңбекақы төлеу деңгейін арттыру.
Кен өндірусаласындағы ірі кәсіпорындардың табысы артқанменазаматтарымыздың жалақысыайтарлықтай өспегенін көріп отырмыз.
Халықтың әлеуметтік жағдайы туралы айтылып отырғандықтан, үкімет бұл мәселеге қатыстытабандылық танытуыкерек.
Үкіметкееңбекақы төлеу қорын арттыру үшінжұмыс берушілердіынталандырумәселесін пысықтауды тапсырамын.
ІV. ӘЛЕУМЕТТІК ЖАҢҒЫРУДЫҢ ЖАҢА КЕЗЕҢІ.
Еліміздің бюджеті екі негізгі мақсатқа бағытталуы тиіс – экономиканы дамыту және әлеуметтік мәселелерді шешу.
Әлеуметтік салада мынадайбағыттарғабаса мәнберу керек.
Бірінші.Білім беру сапасын жақсарту.
Біздің елімізде еңбек ресурстарының балансын есепке алудың тиімді әдістемесі әлі күнге дейін әзірленген жоқ.
Шын мәнінде, мамандар даярлаудың отандық жүйесі нақты еңбек нарығынан тыс қалған.
Жыл сайын21 мыңға жуықмектеп түлегі кәсіби және жоғары оқу орындарынатүсе алмай қалады.
Жастардың бұл тобы жұмыссыздар мен маргиналдардың негізін құрайды. Олар амалының жоқтығынан қылмыстық және экстремистік ағымдардың ықпалына түсуде.
Біз оқушылардыңқабілетін айқындап,кәсіби бағыт-бағдар берусаясатына көшуіміз қажет.
Бұл саясат орта білім берудің ұлттық стандартының негізі болуы тиіс.
Экономикамызда техника саласының мамандарына сұраныс өте жоғары, бірақ мүмкіндіктер аз. Кәсіпорындар тиісті мамандарды шетелден шақыруға мәжбүр. Осындай келеңсіз жағдайды жедел түзетуіміз керек.
Қала мен ауыл мектептері арасындағы орта білімнің сапасыалшақтап барады.
Негізгі мәселе – ауылдық жерлердегібілікті педагог кадрлардың тапшылығы.
Сондықтан"Дипломмен – ауылға"бағдарламасының аясын кеңейтіп, жұмысты жаңа деңгейде жалғастыруымыз қажет. Үкіметке келесі жылдан бастап осы бағдарламаны қаржыландыруды20 миллиард теңгеге жеткізуді тапсырамын.
Дарынды ауыл жастарын іріктеп, отандық және шетелдік жоғары оқу орындарына дайындау керек.
Аз қамтылған және көп балалы отбасылардықолдау үшін ҮкіметкеДарынды баланың қабілетін дамытудың жол картасынәзірлеуді тапсырамын.
Үкімет пен әкімдер осындай балалардың үйірмелер мен орталықтарға, жазғы лагерьлерге баруы үшін мүмкіндік жасауы керек.
Ендіжоғары білімніңсапасына жеке тоқталғым келеді.
Өз түлектерін жұмыспен қамту жағынан еліміздегі жоғары оқу орындарының жартысы ғана60 пайыздық деңгейгеқол жеткізіп отыр.
Сондықтан олардың санын қысқарту мәселесін қарау керек.
Терең білім берудің орнына дипломсатуменайналысқан университеттерімізбар екені дежасырын емес.
Бірінші кезекте соларға тыйым салу арқылы біз оқу орындарындағы білім беру сапасын арттыруға күш саламыз.
Білім саласына қатысты тағы бір мәселе –қаржыландырудыңбіркелкіболмауы және өңірлік басқарудың қазіргі жүйесінің тиімсіздігі.
Білім бөлімдерін басқару және бюджет қаржысын әкімшілендіру функцияларынаудандық деңгейден облыстық деңгейгеберу керек.
Білім берудің барлық деңгейіндедербес қаржыландыру тәртібіненгізу қажет.
Тағы бір өзекті мәселе. Бұл –оқулық сапасыныңтөмендігі.
Оқушылардысапалыоқулықтарменқамтамасыз ету– тиісті министрліктің тікелей міндеті.
Мұғалімдер мен оқытушылардың әлеуметтік жағдайын жақсартпасақ, бұл шаралар жүзеге аса қоймайды.
Сондықтан мен Тамыз конференциясында алдағы төрт жыл ішіндемұғалімдердің еңбек ақысын екі есе арттырудытапсырдым. Бұл – келесі жылдан бастап ұстаздардың жалақысы25 пайызға өседідеген сөз.
Особого внимания требует ситуация в науке. Без нее мы не сможем обеспечить прогресс нации. Другое дело, насколько качественна и эффективна наша наука?
Правительству следует рассмотреть данную проблему под углом зрения повышения уровня научных исследований и их применения на практике.
Второе. Поддержка института семьи и детства, создание инклюзивного общества.
Вопросы защиты прав ребенка и противодействия бытовому насилию должны быть нашим приоритетом.
Следует целенаправленно заняться проблемой высокойсуицидальностисреди подростков.
Нам предстоит создать целостнуюпрограмму по защите детей,пострадавших от насилия, а также их семей.
Особое внимание должно уделяться семьям, у которых на попечении находятся дети с ограниченными возможностями. Только по официальной статистике на учете по инвалидности состоитболее 80 тысяч детей.
Правительству следует разработать меры по улучшению медицинского и социального сопровождениядетей с диагнозом ДЦП.
Необходимо расширитьсеть малых и средних центров реабилитациидля детей в «шаговой доступности».
Мы обязаны создавать равные возможности длялюдейс особыми потребностями.
Я говорил об этом в рамках своей предвыборной платформы. Теперь поручаю Правительству выделить на данные цели не менее58 млрд. тенгев течение трех лет.
Особого внимания требуют вопросы укрепления здоровья нации. Важно развиватьмассовый спортсреди всех возрастных групп населения.
Нужно обеспечитьмаксимальную доступность спортивной инфраструктуры для детей.
Развитие массовой физической культуры должно стать пирамидой, на вершине которой будут новые чемпионы, а у её основания мы получим здоровую, активную молодёжь и, в конечном счете, сильную нацию.
Необходимо законодательное обеспечение этого курса, а также принятиеКомплексного плана по развитию массового спорта.
2020 год объявлен"Годом волонтера". Актуальная задача – расширить участие граждан, особенно молодежи, студентов и учащихся в добровольческой деятельности, привить им навыки активной жизненной позиции. Это важная составляющая часть нашей работы по укреплению гражданского общества.
Третье. Обеспечение качества и доступности медицинских услуг.
Здесь дают о себе знать региональные дисбалансы в показателях здоровья населения, особенно поматеринскойи младенческойсмертности.
Да, этот показатель снижается, но все ещевысоки значительно превышает уровень развитых стран.
Правительству предстоит создать перечень приоритетов для каждого региона по конкретным нозологиям в медицине и внедрить бюджетное финансирование на его основе.
С 1 января 2020 года в Казахстане запу